Процесс длиной в год, который должен, наконец, завершиться в ближайшие несколько месяцев: переход Ethereum от Proof-of-Work (PoW) и, следовательно, майнинга к альтернативному механизму консенсуса Proof-of-Stake (PoS). Ожидается, что важный момент, получивший в сообществе Ethereum название «Слияние», произойдет в августе. Предыдущая основная сеть, которая работает на PoW, и новая сеть, которая уже работает на PoS, должны быть объединены в новый «уровень консенсуса».
Многие тесты в настоящее время проводятся разработчиками ядра Ethereum, которые пытаются технически примирить два очень разных мира. Дата так называемого слияния неоднократно переносилась. Но с обновлением Arrow Glacier декабрь 2021 года стал крайним сроком Proof-of-Stake. Потому что так называемая «бомба сложности» делает математические головоломки, которые должны решать майнеры, сложными, если не невозможными. Это должно автоматически положить конец предыдущему принципу на базе майнингу, начиная с июня.

Быстрее, безопаснее, экологичнее

Три основные причины, по которым Ethereum должен перейти на Proof-of-Stake и, таким образом, догнать Cardano, Solana, Polkadot и другие сети PoS: быстрее (больше транзакций), выше безопасность (больше валидаторов, поддерживающих сеть) и лучшая совместимость с окружающей средой (меньше энергопотребление).
Для многих разработчиков Ethereum, которые создают dApps на блокчейне, «слияние» также означает меньшую проблему. Тим Бейко, один из разработчиков Ethereum Core, отмечает, что изменения будут на уровне протокола и меньше на уровне самого приложения. Тем не менее, разработчики должны убедиться, что нет проблем с кросс-клиентами.
Разработчики, которые хотят протестировать свои приложения, могут использовать две тестовые сети Kintsugi и Kiln. По словам Бейко, там уже работают DEX, NFT, обозреватели блоков, инструменты разработки, поставщики инфраструктуры и пулы стейкинга, чтобы гарантировать плавный переход на Proof-of-Stake.

Более быстрые блоки, больше транзакций

Что интересно, время блока в Prof-of-Stake короче, чем в Proof-of-Work — оно снизится с текущего примерно с 13 секунд до 12 секунд. Звучит немного, но это ускорение около 8%. В результате смарт-контракты, которые включают время блока в качестве фактора, будут ускоряться на одну секунду за блок.
Время блока не следует путать с количеством возможных транзакций в секунду. У Ethereum в настоящее время это является проблемой: от 12 до 13 транзакций в секунду, что регулярно приводит к очень высоким комиссиям за транзакции (плата за газ). Например, когда были запущены NFT «Second Life», эти сборы за газ взлетели до новых высот и привели к высоким затратам. С другой стороны, с Proof-of-Stake должны быть возможны тысячи транзакций в секунду. Кроме того, после «Слияния» к Ethereum будут добавлены так называемые цепочки шардов (специализированные сайдчейны), и количество транзакций будет продолжать расти.

Крупномасштабный стейкинг

Со стороны пользователя/инвестора переход на PoS, конечно, также будет означать: стейкинг с Ethereum станет гораздо более доступным. Криптоплатформы уже готовят стейкинг-предложения (в том числе пулы) Ethereum для пользователей. По официальным данным, уже поставлено более 13 миллионов ETH — это соответствует текущей стоимости около $25 млрд. Однако важно знать: стейкингом, а также вознаграждениями заманиваются в Ethereum до тех пор, пока не будет завершен переход на Proof-of-Stake. Это означает, что пользователи не имеют доступа к своим ETH в течение длительного времени — это не всегда так с другими сетями PoS.

Централизация на биржах

Ethereum Foundation неоднократно подчеркивает, что стейкинг приведет к дальнейшей децентрализации сети. Пользователю «всего» нужно 32 ETH и мощный компьютер, чтобы иметь возможность работать независимо. На данный момент существует почти 390 000 различных валидаторов для новой сети. Компания может одновременно управлять несколькими валидаторами, поэтому это количество не следует приравнивать к большому количеству независимо управляемых узлов.
Скорее наблюдается тенденция, что все крупные биржи и брокеры (Binance, Coinbase, Kraken, Crypto.com и др.) предлагают своим клиентам услуги по стейкингу. Они используют его для управления депонированными для них ETH, управления необходимой технической инфраструктурой в фоновом режиме и, в свою очередь, участвуют в распределении вознаграждений. Поскольку стейкинг в основном работает по принципу «кто ставит больше токенов, тот получает больше новых токенов», критики говорят: стейкинг приводит к тому, что богатые становятся еще богаче, и что власть на биржах со временем концентрируется в сетях.

Конец майнингу?

Большой вопрос также заключается в следующем: согласятся ли майнеры, заработавшие хорошие деньги на Proof-of-Work в последние годы, с переходом на Proof-of-Stake? В криптосообществе уже витает тезис о том, что может произойти раскол во главе с майнерами ETH — то есть может быть хардфорк, после которого может быть две сети Ethereum (старая с PoW и новая с PoS). Майнеры в этом случае смогли бы продолжать использовать дорогое оборудование, которое они приобрели.
Однако короткая история криптовалют показывает, что в среднесрочной перспективе такие сценарии не увенчаются успехом. Ethereum Classic или Bitcoin Cash сегодня играют лишь второстепенную роль, в то время как «оригинальные» сети биткоина и Ethereum продолжают доминировать.