Биткоин и другие криптовалюты используются мексиканскими наркокартелями для отмывания денег, говорится в докладе ООН.
В первой главе своего 160-страничного отчета за 2021 год Совет ООН по контролю над наркотиками (МККН) всесторонне рассматривает проблему незаконных финансовых потоков и отмывания денег. Потому что они сыграют решающую роль в международной контрабанде наркотиков и многих других видах деятельности организованной преступности. Биткоин и «другие криптовалюты» также упоминаются как средства, которые используются все чаще и чаще.

ООН: мексиканские наркокартели используют биткоин для отмывания денег

В частности, в документе говорится: «Киберпространство и криптовалюты становятся новым фронтом для организованных преступных групп, борющихся за контроль над огромными криминальными рынками наркотиков, оружия, секса и людей». И далее: «Расширяется использование биткоина для отмывания денег, особенно среди наркогрупп». Например, крупные суммы денег в виде множества мелких транзакций BTC использовались мексиканскими наркокартелями для выплаты сообщникам по всему миру. В отчете нет оценки того, насколько велика доля биткоина и других криптовалют в общем объеме нелегальных денежных потоков. В целом объем отмывания денег только мексиканскими картелями оценивается в отчете в $25 млрд.

«Чрезвычайно низкий процент по сравнению с наличными или банковским мошенничеством»

Все эксперты из криптопространства согласны: к отмыванию денег также следует относиться серьезно в криптосекторе, но доля, не указанная в отчете ООН, не может быть большой. «Отчет ООН предполагает в общей сложности $25 млрд в год. Транзакции разбиваются на сумму менее $7 500 и зачисляются на счета, которые затем конвертируются в биткоины и отправляются получателям по всему миру. Это около 3,3 миллиона подставных лиц или подставных счетов в год только в Мексике. Мне кажется, это очень много даже для крупных
наркокартелей», — подсчитывает Матиас Редер из Coinfinity.
Роберт Швертнер приводит соответствующую статистику: «Согласно отчету Европола за январь 2022 года, доля крайне низка по сравнению с наличными или банковскими мошенничествами». Поэтому для эксперта ясно: «Призывы к запрету криптовалют для предотвращения преступной деятельности совершенно неуместны». Потому что нужно было бы в тысячу раз громче призывать к отмене наличных денег или банковских переводов, через которые происходит большая часть отмывания денег и уклонения от уплаты налогов. Тем не менее, Швертнер признает: «Кризис в период пандемии и блокировки дали импульс цифровым платежам. Меньше чемоданов денег перевозили в налоговые гавани, меньше платили наличными. Само собой разумеется, что сейчас это все чаще делается с помощью криптовалют».

Криптовалютные транзакции гораздо легче отследить — исключения, такие как Monero и ZCash

С другой стороны, криптотранзакции гораздо более понятны, чем транзакции с наличными. Это подчеркивают и другие эксперты. «Криптовалюта безопаснее наличных, потому что она оставляет больше следов», — говорит Крис Обередер из Coin Stats. С большинством криптовалют, таких как биткоин и Ethereum, можно очень хорошо понять движение денег, обладая соответствующими знаниями в области анализа данных.
Биткоин-журналист Нико Джилч добавляет: «На самом деле, многие преступники уже были обнаружены по их следам в блокчейне». И Матиас Редер спрашивает: «Какой преступник хотел бы, чтобы его «следы транзакций» навсегда хранились в неизменяемой сети с высоким уровнем безопасности с открытым исходным кодом? Это не имеет особого смысла».
Конечно, это касается не всех криптовалют, подчеркивают эксперты. «Такие монеты, как Monero или ZCash, предназначены для полной анонимности», — напоминает Нико Джилч. Роберт Швертнер также упоминает эти две монеты и объясняет: «С криминалистической точки зрения они проблематичны. Однако это только вопрос времени, когда эти криптовалюты также станут отслеживаемыми».
Новые криминалистические инструменты, такие как Chainalysis, также сыграют важную роль, которая недавно позволила найти след предполагаемого преступника во взломе «The Dao».

Возможные меры: привлечение бирж к ответственности, усиление следственных органов или расширение правил по борьбе с отмыванием денег

Для Криса Обередера это приводит к логической отправной точке для возможных мер со стороны законодателей: «Если вы хотите больше регулировать эту область, вам нужно обратить внимание на такие валюты, как Monero, потому что они заметают следы». Нико Джилч считает усиленный контроль над биржами проверенным средством борьбы с отмыванием денег с помощью криптовалюты. «Биржи и все части сообщества обязаны выступить против такого использования, если это возможно», — говорит он. Роберт Швертнер считает, что следственным органам необходимо использовать такие инструменты, как Chainalysis.
Матиас Редер может представить более конкретные меры регулирования: «Было бы важно и правильно в Европе внедрить законодательство об отмывании денег для поставщиков услуг в отношении виртуальных валют».